20 августа в ЦАО состоялся экспертный круглый стол по вопросам развития, правового статуса и контроля работы московских хостелов
В работе конференции, приняли участие председатель некоммерческой организации «Лига хостелов» Ольга Недорезова, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ Сергей Смирнов и владельцы нескольких московских хостелов. Сводная команда экономистов, журналистов и хостельеров попыталась разобраться, какие именно претензии предъявляют москвичи к работе недорогих отелей в жилом секторе и возможно ли избежать конфликтов с жильцами.
Жалобы на шум, грязь и промышленное использование общедомового имущества (мусорных контейнеров, вентиляции, канализации, лестниц, крыш, лифтов, чердаков и подвалов) часто сочетаются с сообщениями о непристойном поведении гостей. «Это не отели, а бордели, ночлежки и общежития для гастарбайтеров…», – так в двух словах выглядит позиция москвичей, вынужденных делить дом в престижном районе с гостями таких отелей, которые, в свою очередь, за несколько дней пребывания часто понятия не имеют, что рядом тоже живут люди и что хостел не пятизвездочный отель. Заплатив недорого, они живут в них на полную катушку. Впрочем, не все хостелы в Москве в действительности оправдывают такую репутацию. Тому немало примеров, особенно среди сетевых мини-отелей. Успешный опыт первого распространяется на новые помещения и адреса. Итог участники конференции увидели, посетив один из таких хостелов в Подсосенском переулке, недалеко от Курского вокзала. Чистота, уют, дизайн-интерьер и техническая оснащенность, конференц-зал, лобби и веранда на крыше с потрясающим видом на Москву… Владелец сети, молодой бизнесмен Даниил Мишин, не без гордости проводит экскурсии для журналистов.
Чем город, который так нуждается в недорогих гостиничных местах для размещения многочисленных туристов с ограниченным бюджетом, может помочь хостельерам и в то же время защитить права москвичей? Наладить отношения с жителями дома, обитателем которого стал хостел, помогает доброжелательность, участие в жизни дома, например, оборудование ограды, отдельного входа или шлагбаума, оплата услуг охранной фирмы или консьержа, аккуратное отношение к установке счетчиков на воду и электричество или камер наблюдения. Единых правил организации хостелов в Москве сегодня нет. В официальных документах и нормативных актах не существует даже такого термина. А потому каждый владелец организации, оказывающей «услуги по временному бюджетному размещению», сам решает, как вести бизнес. Спрос на эти услуги велик и стабилен. И в то же время, по информации Ярослава Кузьминова, Москва в одном из недавних рейтингов на авторитетном интернет-ресурсе занимает третье место в списке самых негостеприимных столиц мира.
На городском уровне назрела необходимость введения цивилизованных правил на рынке хостелов, необходимых, чтобы поддержать и защитить добросовестные хостелы, но при этом выкинуть с рынка заведения, портящие репутацию города и вредящие его жителям – в этом в ходе круглого стола сошлись все эксперты. Присутствующие подчеркивали, что, если мы хотим быть доброжелательным городом, мы должны развивать хостелы.
«Лига хостелов» выступила с предложением о введении патентов для развития добровольной, а в дальнейшем и обязательной сертификации хостелов. В итоге участники круглого стола не только обозначили круг проблем, требующих системного решения на федеральном и столичном уровне, но и решили создать рабочую группу для выработки законодательных инициатив и взаимодействия с московскими и федеральными органами власти.